Публикации

О необходимости совершенствования Федеральных целевых программ России в сфере автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения

 

к.э.н. Сухоченков А.С.
Гридин Е.Б.

Автомобильный транспорт и дорожная инфраструктура являются важной составляющей в вопросе социально-экономического развития страны. В настоящее время на долю автотранспорта приходится около 70% общего объема перевозок грузов и 90% перевозок пассажиров.

Усиление роли автотранспортного комплекса повлекло за собой серьезные проблемы – недостаточность количества дорог и их пропускной способности. Повышенная интенсивность движения и изменяющиеся характеристики автопарка привели к затруднению движения, образованию «пробок», быстрому износу дорожных конструкций и, как следствие, увеличению аварийности. Потери экономики страны, связанные с неудовлетворительными условиями дорог, слишком велики, они составляют до 3% ВВП. При всей своей привлекательности автотранспорт является на сегодня самым аварийным из всех видов транспорта – потери от ДТП оцениваются в 1,5 – 3% ВВП.

Эти проблемы в той или иной мере имеют место во всем мире, но в России они ощущаются острее в виду особенностей исторического развития страны. Страна существовала в условиях жесткого контроля над производством и импортом автотранспортных средств на протяжении восьми десятилетий, в то время как в мире происходило быстрое развитие автопромышленности и наращивание дорожной сети. Это, в свою очередь, приводило к занижению роли автотранспортной инфраструктуры. В этих условиях отсутствовала необходимость в широком развитии дорожной сети. [1]

С целью устранения данных инфраструктурных ограничений, замедляющих рост экономики, а также необходимости ее трансформации к инновационному типу данная проблематика была учтена при формировании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., а также в Транспортной стратегии России на период до 2030 года.

Основными инструментами реализации планов по развитию автотранспортной инфраструктуры на настоящий момент являются:

  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 году» (ФЦП «ПБДД»);
  • Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы на 2010 – 2015 годы» (ФЦП «РТС»).

Приоритетными задачами в ФЦП «РТС» являются наращивание объемов строительства дорог, увеличение протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, и обеспечение их устойчивого функционирования.

Вместе с тем в рамках ФЦП «ПБДД» реализуются мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, на развитие системы оказания помощи при ДТП, совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ в сфере БДД.

Однако в указанных ФЦП уделяется недостаточное внимание вопросу повышения эффективности организации и управления дорожным движением с точки зрения повышения мобильности и комфортности перемещения граждан, снижения социальной напряженности, а так же нагрузки на окружающую природную среду.

В частности в рамках ФЦП «РТС» выделено около 6,5 млрд. руб. на реализацию мероприятий в области организации дорожного движения, однако, анализ состава выполняемых работ показывает, что она сведена к созданию различных транспортных интеллектуальных систем, повышающих эффективность процесса эксплуатации дорог и, соответственно, поддержания их на необходимом уровне качества.

В то же время целью организационно-планировочных и инженерных мер ФЦП «ПБДД», направленных на совершенствование организации дорожного движения, является модернизация морально и физически устаревших технических средств организации дорожного движения.

Таким образом, по завершении действия программ Россия получит протяженную, безопасную для движения, соответствующую нормативам дорожную сеть, оснащенную современными техническими средствами ОДД. Однако вопрос, будет ли эта сеть работать наиболее эффективным образом или как будет осуществляться управление транспортными потоками на сети, является открытым.

В последнее время наметился определенный положительный сдвиг в этом вопросе.

28-го октября 2010 года под председательством Президента России Медведева Д.А. прошло совещание по вопросам организации дорожного движения, на котором была отмечена важность вопроса эффективности ОДД именно в контексте потерь времени участниками дорожного движения и комфортности их перемещения. Подобные рассуждения появились в контексте серьезных транспортных проблем Москвы и Московской области, где ежедневно в «пробках» простаивает почти весь город. Отмечено, что от решения этой задачи в Москве в значительной мере может зависеть решение подобных проблем в других городах. Так же сказано, что еще никогда не было комплексного и системного подхода к решению этих вопросов. [2]

По результатам совещания был дан ряд поручений. В результате на сегодняшний день создан координационный совет, в состав которого вошли представители Министерства транспорта РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, органов исполнительной власти Москвы и Московской области, транспортных, общественных и экологических организаций. Совет возглавил министр транспорта Левитин И.Е.

Принято решение о создании Дирекции Московского транспортного узла для мониторинга программ по развитию транспортной инфраструктуры и взаимодействия с участниками Совета.

В то же время в России реализуются крупные инфраструктурные проекты. Так в настоящий момент ведется работа по созданию интеллектуальной транспортной системы г. Сочи в преддверии Олимпиады, строится центр управления движением на КАД в Санкт-Петербурге, создаются интеллектуальные системы управления дорожным движением на федеральных трассах М-18, М-4, трассе Москва – Санкт-Петербург действующей на платной основе и т.д. Все упомянутые проекты реализуются с глубочайшей степенью проработки особенностей создания подобных систем в России.

В связи с возрастающим интересом к вопросу именно организации дорожного движения стоит предположить, что в дальнейшем последует учет данных тенденций при создании или актуализации последующих этапов существующих программ, в том числе и ФЦП. Данные вопросы уже достаточно изучены в России, и результаты этой работы обязательно должны быть учтены и использованы.

Использованные источники:

  1. Путь к безопасности. О.В. Белозеров. Журнал «Твоя дорога». №2 (20), март – апрель, 2011 г. 
  2. Стенографический отчет о совещании по вопросам организации дорожного движения. Московская область. Горки.